Unise.Ru. Объединенные Информационные Системы
14 марта 2010 | Форум

Олег Найденышев

Ю.Нечаев, М. Пастер, Н. Казанский, В. Войнаровский, О.Найденышев. 'Турандот', Большой театр
Ю.Нечаев, М. Пастер, Н. Казанский,
В. Войнаровский, О.Найденышев. 'Турандот', Большой театр

Одиссея провинциала

Нелегкая судьба Сталинских репрессий загнала мою семью в маленький древний грузинский городок Кутаиси, где я и родился. Жили мы не богато. Зато в семье была большая библиотека. И я много и с удовольст- вием читал. Сразу после школы я уехал к старшему брату в Череповец, устроился работать санитаром в_больнице, получил прописку. Время проводил довольно бурно, поэтому не поступил в Мед. институт.

Далее была Советская Армия. Дослужившись до звания «сержант», я_уволился в запас, и, полный надежд, устремился в Ленинград. Это был 1987 год. Страну захлестнула волна перемен. А Ленинград буквально бурлил от обилия музыкантов, художников, всякого рода «неформалов».

Премьера 'Иоланты'

Я стал студентом Ленинградского Педиатрического Медицинского Института и с головой окунулся в этот кипящий котёл под названием «Большой Город». Сходите на «Богему» Пуччини, и вы получите примерное эмоциональное представление об атмосфере тех времён. Тогда же в 87-м я занялся Айкидо (и занимаюсь до сих пор), которое сделало меня тем, кто я есть.

Путч 91-го в Питере прошел бескровно. Люди, естественно, волновались, ходили на митинги, но танками никого не давили. И все были рады победе Ельцина. А потом грянули лихие 90-е. Инфляция, тотальный дефицит, «бандитский Петербург» был увиден мной не на экране, а воочию. Но при этом была и «Мариинка» и_Эрмитаж, и прекрасные пригороды Питера, где невольно погружаешься в_атмосферу Екатерининских времён. Благодаря тому, что в 92-м я уже стал инструктором Айкидо, у меня появилось огромное количество друзей из самых разных слоев общества.

История моего появления в Москве была бы очень забавной, если бы уже не была бы описана в «Иронии судьбы». Да, да. Я тоже с друзьями... Правда, они меня изначально пригласили в Москву на Новый год. Так я, совершенно случайно, встретился со своей будущей женой, и с тех пор мы живём вместе, с 1994 года...

М. Панджавидзе, З. Соткилава,
О. Найдёнышев

Москва меня шокировала. Питер город не маленький, но здешние расстояния! Поначалу мне казалось, что я всюду опаздываю, что дома стоят на огромных пустырях, и люди никогда не ходят в гости. Что тут все не ходят, а_несутся по своим делам с бешеной скоростью. Теперь же, когда я_приезжаю в Питер, мне кажется, что жизнь там течет неторопливо и_размеренно.

После ординатуры по психиатрии, я_стал работать научным сотрудником в_Центре Психического Здоровья РАМН. Было очень скучно, зарплата была просто смешной, поэтому я_продолжал преподавать Айкидо в_клубе, где стали появляться милиционеры, военные, врачи... и_художники, артисты...

И вот в 2000 году мне предложили поставить драки в премьерной постановке «Набукко», в Большом театре. С этого всё и началось. «Набукко», «Хованщина», Новогоднее шоу в Атриуме (Большой театр), «Риголетто» (Астрахань), «Снегурочка» (Волгоград), «Борис Годунов» (Кремль), «Кармен» (Геликон-опера). Трюки, драки, падения... Опыт работы в музыкальном театре начался с_этого. Потом я поступил в ГИТИС, на курс режиссуры в музыкальном театре, где педагогом был Ансимов Георгий Павлович, народный артист СССР, живая легенда.

В ГИТИСе было и интересно и трудно. Очень мешали пропуски занятий, так как меня часто приглашали в другие театры теперь уже в качестве ассистента режиссёра - постановщика. В свои 38 лет я чувствовал себя «старым птеродактилем» среди молодых студентов. Но опыт театральных постановок, знание психологии, психопатологии, опыт театральный, опыт Боевых искусств сильно выручал. «Русалка», «Волшебная флейта», «Любовь поэта» - спектакли, где мне пришлось работать в самых разных качествах - от бутафора, до режиссёра. Моим дипломным спектаклем стала «Аида». С_гордостью могу сказать, что это был лучший спектакль на курсе, оставшийся в репертуаре «Царицынской оперы».

Еще до окончания ГИТИСа меня взяли в_штат Большого театра в качестве режиссёра, где я и работаю по сей день, но это уже совсем другая история.

Высокая культура

Морихиро Ивата: Я счастлив, что танцую в Большом!

Интервью с солистом балета Большого Театра России, кавалером Ордена дружбы народов, победителем множества международных конкурсов балета Морихиро Ивата. 

Сегодня я решил познакомить посетителей рубрики с уникальным человеком, которого я знаю довольно давно. Это Морихиро Ивата, единственный иностранец в балетной труппе Большого, солист, человек, который приехал из Японии, и, несмотря на многие трудности, смог полюбить Россию, как вторую Родину.

- Коничива, Мори-кун. Спасибо, что уделил внимание и время для беседы. Расскажи, пожалуйста о себе. Откуда ты родом?

- Я родился в 1970 году в городе Йокогама. Это портовый город рядом с Токио, очень близко, практически один город.

- Интересно, (ведь балету приходится учиться с детских лет) откуда, в Японии, в Йокогаме, в 70-е годы балетная школа? Ну театр... Ну Кабуки, это понятно. Как ты попал в балет, в европейский балет, откуда он там взялся?

- Хороший вопрос. В Японии история балета довольно молодая, около 60-70 лет. Первая балерина, которая приехала в Японию - Анна Павлова. Конечно же, был потрясающий успех. На многих это произвело неизгладимое впечатление. А Елена Павлова считается основательницей Японского балета, она открыла первую школу. Так что корни Японского классического балета - русские. Мой отец занимается балетом. Тогда в Японию приехали Мессерер и Варламов - знаменитые балетные педагоги. И отец учился у них. А я, соответственно, учился у отца.

- Тогда я понимаю, что твое появление в России абсолютно не случайно.

- Да я мечтал попасть в Россию, но в советское время это было очень сложно. Визу получить было невозможно. Первый раз я приехал в Россию как турист в 87 году, потом участвовал в Московском международном конкурсе балета в 89 году и слетел в первом туре. Страдал после этого ужасно. Но всё же в 90-м приехал стажироваться в Московское балетное училище. Сначала не давали визу, и я переживал, что не смогу заниматься нормально в училище, если опоздаю. В общем, на занятия я попал только на Новый год. Проучился в училище в общей сложности полтора года.

- Мори - кун, я помню начало 90-х как очень тяжелое, даже страшное время. Перемены, кризис, ГКЧП, дефицит, и т.д. Русским жилось тяжело, а тебе, японцу, наверное, было вообще страшно. Что тебя шокировало поначалу, что мешало, с какими трудностями ты столкнулся в свои первые годы в России?

- Прежде всего отношения между людьми. Это прямо противоположное, нежели в Японии. Сначала казалось диким, когда в магазине продавец может тебе нахамить. Даже страшновато на улице было, люди казались агрессивными, невежливыми. В то время в Японии была уже достаточно обеспеченная жизнь, а в России - нехватка не только вещей, но даже продуктов. Еще очень трудно было из-за незнания языка. Когда люди говорят вокруг тебя, а ты не понимаешь. Не было общения в результате, одиночество очень трудно переносилось. Но язык я понемногу освоил, появились друзья. Стало легче.

- Скажи честно, тебя не обижали в России, как чужака?

- Бывало. У меня вид такой, азиатская внешность, небольшой рост, кажется, что меня легко можно обидеть, ну не страшный я. Вот поэтому я и занимаюсь айкидо (Мори недавно получил 2-й дан айкикай). Но я не обижаюсь. Сейчас таких случаев практически не бывает. А раньше, когда был моложе, характер был погорячее, обижался часто. Даже иногда не прав бывал.

Например в училище зимой давали в столовой виноград. Положено было на ужин, а я на ужин не попадал, и виноград был дефицитом, и мне так хотелось полакомиться, что я пошел к повару и попросил выдать мою порцию в обед, а за ужином не надо. Мне не дали, сказали, что положено вечером, значит вечером. Я даже ногой по прилавку стукнул от обиды, какая им разница - утром, или вечером. Потом даже к ректору меня вызвали, Головкиной. И она очень душевно ко мне отнеслась. Очень ей благодарен, и вообще все русские педагоги очень хорошо ко мне относились

- Ты, ведь, не сразу попал в Большой. Как складывалась твоя карьера?

- Сначала я попал к Вячеславу Михайловичу Гордееву, в Русский балет. Коллектив постоянно был в разъездах. Постоянные гастроли и за рубежом в том числе. Работы много. Удавалось зарабатывать даже валюту. Из Германии я даже привёз себе старенький дешевый «Мерседес» 300 д. И ко мне пристала мафия. Не знал, что и делать, даже страшно было. Тогда иномарок в Москве было очень мало, и меня сразу «вычислили». Через милицию вопрос не решился, я в театре обращался ко всем, кто может помочь, помогли друзья. Мафия отстала.

Так я проработал 3 года. Постоянные переезды, гастроли. Там я встретил и свою будущую жену - Олю. Она стала близким мне человеком. Из театра Я решил уволиться, когда узнал, что у нас будет ребенок. Решил, что с ребенком гастролировать будет невозможно. Попытался устроиться в Большой. Но там нельзя было работать иностранцам. Долгий период я просто ходил в Большой, занимался с педагогами, репетировал. Только после прихода в качестве директора В. Васильева меня взяли в качестве артиста балета, а руководителем балета стал В.М. Гордеев. То есть от кого я ушел, к тому и пришел.

К тому времени я уже выиграл множество международных конкурсов. Немного обидно было, что взяли не солистом, но я всё равно был счастлив, что танцую в Большом. Потом я выиграл внутренний конкурс и стал солистом. С тех пор так и работаю.

Очень люблю роли, где можно не только танцевать, но и играть, как актёр. В «Болте», очень люблю «Чиполлино», где я главную роль играю, шута в «Лебедином».

- А как же твой знаменитый «Божок» из «Баядерки»?  (тяжелейшая прыжковая партия, которую Мори исполняет просто феерически)

- «Божок» коварная партия. Там, если ошибёшься, ничего уже не исправить. Эффектно, конечно, но за полторы минуты вся жизнь может пройти.

- А свои балеты у тебя есть, где ты не только танцуешь, но и в качестве балетмейстера выступаешь?

- Я начинающий балетмейстер. У меня есть двухактный балет «Тамаши» (дух), по мотивам древнего японского фольклора, поставленный в классической балетной стилистике, под музыку Кодо - японских барабанов. Мы его показывали в Большом, на репетиционной сцене, и в театре им. Станиславского. Говорят, получилось здорово.

- Недавно ты получил орден дружбы народов. Как ты живешь сейчас в России?

- По-русски живем. В Японии мне кажется сложнее. Там человек должен учитывать настроение, мнение общества, быть постоянно на виду, и обязательно находиться в гармонии с обществом, менять своё мнение, подстраивать его под большинство. А здесь проще, откровенней. Можно быть независимым, искренним. Мне очень нравится жить в России

- И это доказывает твоя семья - жена Оля и две очаровательные дочки - Маша и Алиса. Кстати, даже имена у дочек русские.

- Младшую я решил назвать японским именем, позвонил родителям, предложил им выбрать. Они долго думали, а потом сказали, что хорошо бы назвать Алисой.

- Ну что же, Мори-кун. Еще посидим вместе в театральном буфете не раз. Да и на татами тоже регулярно занимаемся. Так что, надеюсь мы с тобой не надолго прощаемся. Успехов тебе и привет семье.

Фотоматериалы из личного архива М. Ивата

Морихиро Ивата
Я счастлив, что танцую в Большом!

Все материалы »

Афиша



Новости регионов